Новые версии трансляционных микшер-усилителей. Пока только картинки для ознакомления. Описание будет в ближайшие дни.
Для увеличения «кликните» по рисунку.
Преимущества усилителей мощности класса D (по результатам многолетней эксплуатации РУШ 5, РУШ 7, РУШ 5+). Некие рассуждения.
Теоретически система звукоусиления должна обеспечивать заданный уровень звукового давления при минимальной неравномерности рабочего частотного диапазона, вносить минимум разного рода искажений в оригинальное звучание и обладать высокой надежностью в сочетании с простотой установки и настройки (желательно автоматизированной). А практически — всё звучит очень по-разному, особенно в разных залах. В результате мы часто вынуждены слушать плохой звук, а инвесторы — оплачивать ошибки изготовителей, из года в год тиражирующих просчеты в конструкции или выборе комплектующих.
Выбрать профессиональную звуковую систему «на слух» не всегда представляется возможным, однако ситуация не безвыходная. Из общедоступных источников (пресса, Интернет) можно почерпнуть информацию, необходимую и достаточную для принятия правильных (и заметьте, самостоятельных!) решений.
Например, при комплектации системы звукоусиления, в частности, усилителей, мы привыкли исходить из рабочей мощности. Но не следует забывать, что громкость (звуковое давление) зависит от нее в очень малой степени, так как среднестатистический громкоговоритель (чувствительность 86 дБ/Вт/м) при подводимой мощности 1 Вт «выдает» 85-86 дБ, а каждое удвоение мощности прибавляет всего 3 дБ звукового давления. Производители увеличивают выходную мощность, чтобы уменьшить искажения в пиках, когда транзисторный выходной каскад работает «на пределе». Кому-то может показаться, что достаточно мощности 10 Вт! Чтобы прояснить картину, попробуем при выборе усилителя применить другой подход — оценить эффективность схемы, по которой он построен и от которой во многом зависит качество звучания. Заметим, что именно так делают любители музыки, выбирающие усилители High End для своих домашних систем.
Если уважаемые читатели согласны с такой логикой, рискну обратить их внимание на последнее достижение конструкторской мысли — усилители класса D, их ещё называют «квазицифровыми». В отличие от аналоговых, где выходной сигнал представляет собой «увеличенную» копию входного сигнала, сигнал на выходе усилителей класса D представлен в виде импульсов прямоугольной формы, ширина которых зависит от напряжения входного сигнала. Применение этого принципа, называемого широтно-импульсной модуляцией (ШИМ, она же PWM, pulse width modulation), обеспечивает минимальную потерю мощности в выходном каскаде — транзисторы работают в ключевом режиме, и либо полностью открыты, либо полностью закрыты. Так как амплитуда импульсов постоянна и практически равна напряжению питания, тепла выделяется очень мало. Коэффициент полезного действия усилителей класса D близок к 100%.
Что это значит с точки зрения рентабельности профессиональных систем звукоусиления?
Несколько важных преимуществ, плавно вытекающих из технологической концепции — метода ШИМ. Во-первых, очень привлекателен собственно высокий к.п.д. усилителей класса D. Для сравнения: к.п.д. аналоговых усилители класса AВ, которые пока преобладают в системах звукоусиления, ограничен в лучшем случае 78%, остальное уходит буквально «в воздух» — выделяется в виде тепла. А если в стойке находятся усилители общей мощностью 1 000- 2 000 Вт?
Во-вторых, усилители класса D одинаково хорошо справляются с любой нагрузкой — хоть на 2, хоть на 4, хоть на 120 Ом… Оно и понятно — обратная связь в каскаде класса D требуется только по постоянному току — для поддержания симметрии импульсов при нулевом входном сигнале.
Третий очевидный плюс — энергопотребление и чувствительность к напряжению питания. Аналоговые усилители при падении последнего до 200 Вольт теряют 70% мощности и «захлёбываются». А цифровым — всё равно, в целом они потребляют энергии на 50% меньше большинства современных аналоговых моделей и устойчиво отрабатывают заявленные характеристики при диапазоне напряжений от 95 до 265 Вольт.
В-четвёртых — габариты. У аналоговых усилителей они тем больше, чем больше мощность. Среди персонала прокатных компаний, эксплуатирующих усилители класса D, радуются не только менеджеры, но и грузчики: 100 кВт «цифровой» мощности весит раз в пять меньше, чем «аналоговой» (примерно 150 кг против 800). Соответственно, меньше эксплуатационные расходы на транспортировку, складирование т. д.
Пятый плюс — давно и хорошо отработанные методы обработки цифрового сигнала позволяют перенести «в цифру» (и пропорционально уменьшить расходы на покупку дополнительных устройств) такие традиционно аппаратные функции, как частотную коррекцию (эквалайзер) и разделение (кроссовер), а также коррекцию возможных искажений, вызванных работой ключевого каскада класса D.
И последнее. Слухи, что цифровые усилители звучат хуже аналоговых, сильно устарели. Звучали — но раньше. В «младенчестве» и транзисторные, и ламповые усилители не блистали качеством. А сегодня цифровое усиление «в самом соку», характеристики серийных моделей устойчивы, сервис налажен. Ведь технологии не стоят на месте, чего можно искренне пожелать и потенциальным покупателям систем звукоусиления.